Русским велосипедам 85 лет!

Оказывается отечественные велосипеды начали свою историю с Украины!

И какие же марки там производят? Конечно же велосипеды "Украина", "Аист", "Десна"...

Первому советскому велосипеду - 85 лет! Выпускать его начали на Харьковском велозаводе, тогда запчасти покупали в Англии, расплачиваясь золотом. В середине 20-го века харьковские конструкторы создали собственную модель. За полвека с конвейера сошли сотни видов двухколесных машин - от детских - до элитных спортивных, на которых ставили мировые рекорды.

В 1915 году Рижский завод Лейтнера эвакуировался в Харьков. После революции и первой мировой войны на его базе развернули производство велосипедов. Вот он - первый советский велосипед "Украина". Неказистый и крепкий.

велосипед Украина 

Виктор Смигунов, бывший начальник лаборатории эстетики Харьковского велозавода:

- По прочности, если он столкнется с нашей техникой, с троллейбусом, то троллейбус пострадает быстрее, чем сам велосипед. Настолько прочность его хороша.
Энтузиазм двадцатых сменился кропотливой работой ученых-конструкторов в пятидесятых. Илья Бергман на этом заводе с юных лет. Сначала приходил к отцу - посмотреть как собирают двухколесные машины. Потом вырос и стал спортсменом-велосипедистом, а позже - конструктором. Он создал десятки моделей. Вспоминает, как перед Московской олимпиадой инженеры разработали собственный спортивный велосипед для сборной Союза. Впервые - полностью из отечественных деталей.
Илья Бергман, бывший конструктор КБ "Велостроения":
- Уже вот она, Олимпиада-80. И мы начали делать велосипеды, а фирма "Рено" эти трубки не захотела нам продавать. Ну я убеждаю делать из своих труб. Все накинулись на это дело. И решили. И мы сделали из наших труб велосипеды "Москва 80". И они до сих пор ездят.
В последствии этот элитный спортивный велосипед назвали "Тахион". На нем ставили мировые рекорды, а стоил он почти как автомобиль - 4 тысячи рублей. Были разные модели для шахтеров, для почты и для продавцов мороженого. Закончилась конструкторская эра веломобилями и титановым велосипедом. Доверили мастерам даже суперсекретный проект - колеса для первого советского лунохода.
Современные любители старых велосипедов создали собственную субкультуру. В шутку называют себя крокодиловодами. Покупают и ремонтируют старенькие "Украины" и "Старты". Получается и надежнее, и дешевле импортных.
Михаил Калужинов, программист, велолюбитель:
- Здесь, в принципе, из современного, наверное, только обода. А все остальное в принципе. Ну и цепь тоже современная. Педали - там звездочки, вилка - все остальное, включая руль и тормоза, это вот старое советское.

Но с каждым годом велосипедов выпускают все меньше. Завод не выдерживает конкуренции с китайским производством.
Желающих пересесть на велосипед становится все больше. Но отправиться в путешествие по городским магистралям отважится не каждый. Дороги мегаполисов для велосипедистов не приспособлены.
Светлана Шекера, Александр Яновский, "Подробности", телеканал "Интер", Харьков.

взято с Подробности-ТВ

От себя добавлю: действительно, советские велосипеды - очень прочные и выносливые, но тяжелые - что касается дорожных вариантов. На моей памяти мы вчетвером ездили на "Украине" черного цвета. Еще, среди нас пользовался популярностью и "Аист", т.к. он был компактным и мобильным, а еще на нем было легче ездить на "козле" и в горку подниматься, но скоростные характеристики были слабыми... я даже однажды догнал бегом одного чудака :-), босиком. А еще мы на них (на "Аистах") прыгали с самодельных трамплинов, спускались с высоких горок... ух чего только не было - прям триал :-) - ныне модный, но мы естественно, тогда про него и не слыхивали. А еще, помню, у друга был велосипед со стальными ободами, старыми, со специальной термообработкой, так вот, он на своем, правда "Урале" (велосипед-родственник "Украины"), по таким колдобинам ездил и не боялся никаких восьмерок... на одной кочке он появляется, а на следующей исправляется.

Вот такой у меня велосипедный опыт ;-)