Зимние поездки на велосипеде

Несколько советов по езде в зимний период на велосипедах

Несколько советов по езде в зимний период на велосипедах...

  • Тормоза

    Предпочтение следует отдавать механическим дисковым тормозным системам по ряду причин: меньше подвержены влиянию снега и наледи, нет густеющей на морозе тормозной жидкости (если это минеральное масло, а не DOT), в отличие от V-brake (особенно заднего тормоза) - меньше изгибов тросика, и как следствие - меньшее влияние низких температур.
    Гидравлические тормоза зимой обладают одним существенным недостатком - загустение тормозной жидкости, и исправить это можно только "перепрокачкой", заменой тормозной жидкости на более низкотемпературную, что весьма непросто в бытовых условиях.
    Ободные тормоза V-brake зимой тормозят существенно хуже, чем летом - теряют эластичность колодки, частички влаги замерзают в рубашках тросиков и мешают быстрому возврату тормозной ручки в начальное положение. По поводу техники торможения нужно отметить следующее - нужно избегать торможения с блокировкой колес и торможения в поворотах, это чревато неожиданным заносом байка и потерей управления. Особо осторожно следует относится к торможению передним колесом.

  • Покрышки

    От покрышек зимой на 90% зависит управляемость и проходимость вашего байка. Наилучший вариант - шипованные покрышки на 2.1..2.3 дюйма. промышленного или самодельного изготовления, как на картинке. Неплохим и более дешевым вариантом буду неширокие, но "злые" покрышки с редким протектором и остронаправленным рисунком, под весом райдера они будут прорезать тонкий слой снега и хорошо сцепляться с твердым настом за счет редкого протектора.

    А вот от различных "сликов", "полусликов", покрышек с мелким или частым протектором придется отказаться - забиваются снегом и теряют сцепление. Следует иметь ввиду, что при низких температурах резина изменят свои свойства, "дубеет", что может приводить к быстрому износу покрышек, если они невысокого качества. Давление в камерах предпочтительнее выбирать чуть ниже чем летом, чтобы за счет некоторого сплющивания покрышки увеличивалось пятно контакта колеса с поверхностью и улучшалась управляемость. Конечно, многие возразят, при этом немного теряется накат, но мы ведь не на соревнованиях, верно ? для этого существуют другие велосипеды, техника и методики, в данном случае безопасность важнее. Один момент - зимой в снег добавляют реагенты, "посыпку", и после покатушек она вся остается на колесах - поэтому необходимо сразу после приезда домой вытирать мокрой тряпкой колеса.

    Зимняя покрышка промышленного изготовления Вариант 1 покрышки с самодельной шиповкой Вариант 2 покрышки с самодельной шиповкой
  • Ходовая часть

    Смазка цепи зимой - самым лёгким и жидким маслом, чтобы при загустении не мешало переключаться передачам. Вообще, отсутствие песка и пыли зимой ходовой частью велосипеда переносится легче, чем летом. Главная опасность - ржавчина и вода при высыхании после поездки - но протирка сухой тряпкой снимает эту проблему. Следует отметить, что задние переключатели с прямым подводом тросика - все sram, shimano shadows менее подвержены влиянию холода, из-за отсутствия обратной петли с замерзающей в ней каплями влаги, как например у shimano deore/acera/alivio.

  • Вилка

    Амортизационные вилки МТБ велосипедов рассчитаны на работу при плюсовой температуре, о чем сообщается на сайтах производителей, и эксплуатация при отрицательных температурах не рекомендуется. Но нам надо же как то ездить ? Так что рассмотрим этот вопрос чуть детальнее. Безоговорочное предпочтение можно уверенно отдать жестким вилкам, и, как ни странно - дешевым пружинным вилкам для дирт-джампа. Объяснение - они настолько простые вследствие дешевизны и жестких режимов эксплуатации - что там по сути и замерзать зимой нечему. Воздушно-масляные и пружинно-масляные идут вслед за ними по степени предпочтения. Кончено, холод резко отрицательно сказывается на сроке службы сальников и уплотнительных прокладок, особенно у воздушных вилок, но учитывая непродолжительные и нечастые поездки большинства любителей велосипеда зимой - этим фактором можно пренебречь. В самом низу списка стоят пружинно-эластомерные вилки - они замерзают напрочь, ввиду наличия эластомера и невысокого качества сальников. В любом случае, независимо от типа амортизационной вилки - после приезда домой ноги вилки следует протереть сухой тряпкой, чтобы не дать таящему снегу и влаги вперемешку с реагентом проникнуть под сальники.

  • Одежда

    Защита лицаЗимой особенно следует беречь шею и поясницу от опасности продуть, для этого лучше всего одевать несколько слоев одежды. Так лучше сохраняется необходимый тепловой баланс при езде. Если планируется недолгая остановка, а вопрос зимнего велотуризма мы сейчас не рассматриваем, то лучше взять с собой дополнительные сухие носки, теплые перчатки и непромокаемую легкую куртку (к примеру болоньевую). Одевать меньше , но более теплых и тяжелых вещей не стоит - сковывает движение, а при езде мешает испаряться поту. Оптимальный вариант - футболка. водолазка с длинными рукавами и шеей, спортивная куртка, на ногах - тонкие носки, а сверху теплые толстые. Если вы не боитесь испугать прохожих - то балаклава существенно облегчит жизнь вашему носу и щекам, ветерок при езде зимой чувствуется особенно сильно.